Дети в нашем мире

Когда ребенок приходит в наш мир, он еще ничего не умеет, не понимает и не знает. Сначала он учится отличать своих родителей от других. Потом держать предметы ручками, переворачиваться, садиться, ползать, пить из бутылочки, есть свои первые каши и овощные пюре, ходить за ручку, бегать. Каждый его день наполнен неудержимой тягой познавать этот мир и учиться делать что-то новое. Даже несмотря на неудачи. Падая через каждый шаг, ребенок будет вновь и вновь подниматься и учиться ходить дальше. Вот он уже дошел от кресла до дивана, а завтра дойдет от спальни до кухни. Это его первые и такие ценные для него победы. А самое главное - каждый свой день ребенок изучает взрослых, которые находятся с ним рядом и от которых зависит их жизнь. Он может по лицу прочитать эмоции своей мамы, или по походке определить настроение своего папы, пришедшего с работы. Никто не знает нас так хорошо, как наши дети; от них ничего не скрыть, точнее правду они может и не узнают, но по нашим жестам, мимике и голосу всегда поймут говорим мы правду или нет, расстроены мы или просто уставшие.

Когда будут освоены такие нужные  и такие простые на наш взрослый взгляд вещи, как ходьба и речь, ребенок будет узнавать законы нашего общества. И не те, написанные в кодексах, и которые в больше своей части звучат понятно. А различные социальные законы и нормы нашего общества. Как вести себя за столом, в гостях, на детской площадке;  что делать, если у тебя отобрали игрушку, или чужая тетя угощает конфеткой. Все это для нас взрослых кажется очень простым и не заслуживающим внимания, а для детей все эти ситуации новы, и у них еще нет алгоритмов их решения. И все возможные варианты тех или иных решений дети узнают от нас, взрослых. Порой так не просто разобраться во всех этих вариантах. Ведь одного ребенка окружает большое количество взрослых людей, которые  его воспитывают и у которых он учится, как поступать в той или иной ситуации. А ведь у каждого взрослого свой взгляд и своя трактовка тех или иных ситуаций, и каждый учит решать одну и ту же проблему своим способом. Вот и получается, что у ребенка после таких учений  вместо знаний в голове одни сомнения.

Возьмем, к примеру, ситуацию, когда при игре в песочнице другой ребенок отнимает у него игрушку. Мама научит ребенка, что надо подойти и попросить отдать игрушку. Папа скажет, что надо просто подойти и отнять, раз это твоя игрушка, чтобы в следующий раз у тебя ничего не отнимали (ведь ты же мужик). Бабушка будет за вариант «подойди ко мне и попроси помощи». Воспитательница в детском саду вообще не будет разбираться кто прав, а кто виноват, и просто накажет обоих и заберет игрушку. И что же делать ребенку, он должен запомнить все эти варианты и при одной и той же ситуации поступать по-разному, исходя из того, с кем из взрослых он гуляет. Только единственно верного решения, что же делать, он так и не узнает. Только значительно позже, когда уже будет один в коллективе и будет приспосабливаться и искать решения. А до тех пор его будет наказывать бабушка, за то, что он заберет назад свою игрушку, несмотря на то, что его так учил папа.

И таких ситуаций каждый день возникает очень много. А ведь если ребенок поступит не так, как учил его вот этот конкретный взрослый, то его накажут и может быть даже достаточно сильно. Ведь взрослый может подумать, что ребенок специально поступил не так, как он его учил.

Насколько было бы проще ребенку в нашем мире, если бы были четкие правила, и все окружающие его взрослые рассказывали про эти правила одними и теми же словами и без своих интерпретаций.

Мне кажется эта ситуация похожа на то, как если бы взрослый человек попал в чужую страну с законами сильно отличающимися и порой прямо противоположными нашим. И про все эти законы он узнавал бы не из кодексов, а от разных людей, различных профессий и каждый бы человек трактовал закон по-своему. Так ведь может пройти не один год, пока разберешься и поймешь: как же по-настоящему звучит закон, и что надо делать в той или иной ситуации.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика